«РОСКОСМОС» бьет рекорды мировой космонавтики

10 июля 2018 в 00:51 (по московскому времени) на космодроме «Байконур» состоялся самый быстрый в Прогресс МС-09истории космических полетов запуск транспортного грузового корабля «Прогресс МС-09». Впервые в мировой космонавтике была успешно использована укороченная двухвитковая схема выведения корабля, позволяющая сократить полет к МКС до 3 часов. Раньше для стыковок с орбитальной станцией использовалась четырехвитковая схема (более 5 часов в полете до МКС).

В перспективе возможно использование одновитковой схемы. Главная цель сокращения времени полета к МКС связана с пилотируемыми полетами и заключается в уменьшении времени пребывания космонавтов в небольшом объеме корабля. Подробнее о событии можно прочитать в новостной ленте на сайте госкорпорации «Роскосмос».

Заявление представителей «Роскосмоса» о мировом рекорде подверглось критике со стороны некоторых зарубежных коллег. Так, например, сотрудник Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики Джонатан МакДауэлл (Jonathan McDowell) утверждает, что запуск «Прогресс МС-09» занимает третье место по времени перелета с Земли до стыковки на околоземной орбите: в 1967 году от старта до стыковки советского космического корабля «Космос-188» прошел 1 час 08 минут, а в 1966 году у американского пилотируемого корабля Gemini 11 - 1 час 34 минуты.

Так был ли рекорд? Ситуацию комментирует научный руководитель факультета космических исследований МГУ член-корреспондент РАН, д. т. н., дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Владимир Алексеевич Соловьев, наблюдавший из Центра управления полётами за реализацией схемы двухвиткового выведения и стыковкой «Прогресса МС-09»:

Соловьев_ВА«В истории космонавтики использовались два типа коротких схем стыковки.

  1. Отработка технологии «быстрого» сближения первого типа активно велась в 1960-е годы:
  • в 1966 году пилотируемые корабли «Восток-3» и «Восток-4» при первом в мире групповом полете выполнили баллистическое («пассивное») сближение до расстояния 5 км на первом витке, стыковка не планировалась;
  • в 1966 году была проведена стыковка корабля «Джемини-11» с третьей ступенью РН «Аджена», стыковка произошла через 1 час 34 минуты;
  • в 1967 году были выполнены сближение и стыковка беспилотных кораблей «Союз» («Космос-186» и «Космос-188») через 1 час 08 минут после старта, что стало рекордом по пилотируемой стыковке;
  • в 1968 году прошло сближение пилотируемого корабля «Союз-3» для стыковки с беспилотным кораблем «Союз-2», сближение было выполнено автоматически до расстояния 200 м в течение 1 часа 10 минут, но после перехода в режим ручного управления состыковать корабли не удалось из-за ошибки космонавта;
  • в 1968 году была осуществлена стыковка беспилотных кораблей «Союз» («Космос-213»-«Космос-214»), сближение продолжалось 47 минут, был достигнут абсолютный мировой рекорд.

В этих экспериментах отрабатывалась только технология «быстрого» сближения. При этом для повышения вероятности успешного выполнения эксперимента специально создавались «облегченные» баллистические условия: выбор дат старта, запуск активного корабля в плоскость орбиты пассивного и пр.).

  1. Второй тип коротких схем стыковки осуществляется для «быстрого» сближения в интересах выполнения штатных операций доставки экипажей и грузов на орбитальные станции:
  • в 1973 году через 5 витков (7,5 часов) после старта была выполнена стыковка корабля «Аполлон» с «Скайлэб»;
  • в 2012 году была осуществлена серия из 25 стыковок беспилотных кораблей «Прогресс» и пилотируемых кораблей «Союз» с МКС по четырехвитковой схеме (время от старта до стыковки – 5 часов 39 минут);
  • в 2018 году впервые в мире выполнена самая «короткая» схема сближения грузового корабля «Прогресс МС-09» с орбитальной станцией МКС по двухвитковой схеме, успешная реализация схемы заняла 3 часа 40 минут, что стало мировым рекордом по «быстрой» стыковке с орбитальной станцией».

Поздравляем коллег из «РОСКОСМОСА» и всех причастных с мировым рекордом!